Модная одежда или здоровые зубы?

10.02.2019
Максим Владимирович рассказал L’Officel о своем взгляде на приоритеты в эпоху потребления и о том какую роль занимает здоровье и профилактика в системе ценностей современного человека

“Знаете ли вы, зачем финских студентов-стоматологов отправляют в поликлиники Санкт-Петербурга? Научиться удалять зубы.

В Финляндии им, не поверите, элементарно не на ком практиковаться. Финны добились такого результата за двадцать лет. Объясняю, как. У каждого стоматолога существует персональная ответственность за пациента. Начинается все со школьного врача, который лечит зубы детям, потом вы поступаете в институт, где тоже есть свой штатный специалист, и далее вас бережно передают по этой «стоматологической цепочке», а вся информация о вашей челюсти хранится в цифровом формате. Поэтому если человеку в тридцать лет вдруг надо удалять зуб, поднимают всю историю и смотрят, кто из врачей неправильно поставил пломбу пятнадцать лет назад или не проконтролировал ухудшение состояния зубов. Такому специалисту «прилетает» штраф. Благодаря личной ответственности стоматологов за каждое их решение и действие, они невероятно аккуратны, а пациенты не боятся заглядывать к ним в кабинеты почаще.

У нас же в России разрушена централизованная система здравоохранения, развивается частный сектор. Хорошо ли это? Я считаю, что нет, хотя сам руковожу частным центром стоматологии. Государственным клиникам выгодно, чтобы человек меньше болел, а интерес частных организаций (как любого бизнеса) в том, чтобы заработать больше денег. Особенно этим страдают клиники, которые «сидят» на страховом бизнесе. Со стороны страховых компаний им перепадают какие-то копейки. Как тут не разориться? Придется навязывать пациентам дополнительные услуги, когда надо и не надо, убеждать, уговаривать. Если ты не делаешь этого, то каждый прием страхового пациента идет тебе в убыток. По этой причине наша клиника не сотрудничает со страховыми компаниями и не планирует этого делать. Мы должны решать существующие проблемы со здоровьем, а не придумывать лишние, чтобы навязать свои услуги. В общем, подход государства и частных клиник – это два глобально разных вектора.

Как наша клиника зарабатывает при таких взглядах главного врача? Основной поток клиентов, как двадцать лет назад, так и сейчас, приходит по рекомендациям людей, которые уже прошли у нас лечение. Обычная реклама в стоматологии практически не работает. Сейчас, конечно, пытаются наладить новые механизмы через социальные сети, но до сих пор девяносто процентов успеха – это старое «сарафанное радио».

Проблема в том, что в обществе нет ни доверия к врачам, ни системного подхода к собственному здоровью. А ведь стоматологу надо показываться раз в полгода. Нельзя «сделать зубы», а потом на пять лет пропасть, пока зуб снова не заболел. Если регулярно ходить к хорошему специалисту, то он никогда не доведет ситуацию до серьёзных операций. К тому же, в конечном счете, это намного выгоднее. Раз в полгода сделать чистку, вовремя поменять пломбу стоит гораздо меньше, чем удалять запущенный зуб и ставить имплант. Основа основ: профилактика в десятки раз дешевле, чем лечение. Один визит сейчас – вместо пятнадцати потом. Да, это невыгодно для бизнеса, но для пациента – очень хорошо. Люди до сих пор не понимают, что системный подход к здоровью убережет их в будущем от многих заболеваний, операций, надолго сохранит зубы. В массовом сознании все еще сидит принцип «пока не заболит, к врачу не пойду». И с этим заблуждением мы, как профессионалы, стараемся активно бороться. А ведь девяносто процентов людей даже чистят зубы неправильно. Врач-гигиенист должен научить, как это делать: выметающими движениями от десны, плюс стараться не использовать электрические щетки с вращающимися головками – их движения приводят к рецессии десны, а значит, шейка и корень зуба оголяются.

Вызывает удивление то, как люди относятся к зубам и к своему здоровью в целом. Человек может ходить без передних зубов, потому что собирается потратить деньги на отпуск, дорогую машину, жене на сумку. Очень странный сдвиг приоритетов. Мужчина хочет улыбаться беззубо, а на руке у него часы в три раза дороже стоимости необходимого лечения. Мы, стоматологи, конкурируем не с другими стоматологами, а с новым телефоном Apple, производителями автомобилей, туроператорами, дорогой модной одеждой. И нам приходится отвоевывать свою нишу в сознании людей, объясняя: «Ребята, ваши зубы важнее, это то, чем вы жуете по пять раз в день, каждый день, а очередную вашу игрушку вы выкинете через год, потому что выйдет новая модель».

К списку статей


Наши контакты
Время работы
Время работы
Социальные сети